?

Log in

No account? Create an account

Fri, Oct. 26th, 2012, 11:34 am
RS

Автор: Юрий (Юрбан) Новиков
Иллюстрация: Мария Городецкая (ma_go)
ПЛУГ Nо. 14

ROCK SUMMER (LEGEND: 1988 – 1997)

Предисловие. Данный текст писался на основании личных эмоций, памяти, ощущений, а также воспоминаний очевидцев. Попытки раздобыть какую-либо информацию в Сети совершенно не увенчались успехом. Ее там просто нет. Тем не менее, смею утверждать, что все изложенное далее является настоящей, достоверной, не вымышленной и правдивой историей.

Итак, основное музыкальное событие 90-х в нашей стране. «Рок Суммер»! …или как правильно? Саммер? Вот, пожалуй, с названия и начнем. В основном говорили, конечно же, именно «Рок Суммер», кроме тех, кто желал повыпендриваться, произнося английское слово «лето» якобы правильно. Ошибались и те и другие! Правильнее всего название фестиваля читается не иначе, как «Рок Зуммер»! Немецкое слово «summer» в переводе означает «звонок». Никакое это не «рок-лето» оказалось, а «рок-звонок»! Вот такая уловка незабвенного и легендарного главного организатора феста Юри Макарова. 




Хотя темой этого номера являются 90-е годы прошлого столетия, истоки «Рок Суммера» (будем называть его по-доброму, классически) уходят в конец 80-х. Первый фестиваль громадного для тех времен масштаба состоялся в августе 1988 года. И опять же, начнем с названия. Официально, по всем бумагам событие величалось «Гласность Рок 88». Но народ дал мероприятию другое имя, которое очень быстро легло на уста всех тех, кому посчастливилось посетить Певческое поле тем августом, и к которому впоследствии привыкли миллионы людей: «РОК СУММЕР»! Открывая шоу, конферансье (на первом фестивале это был Иво Линна) поприветствовал всех пришедших, сказав в конце своей речи буквально следующее: «Добро пожаловать на фестиваль «Гласность Рок Суммер 88»! Поставив в название мероприятия слово «гласность», организатор максимально обезопасил себя в политическом плане.



Все понимают, что в то время о независимости Эстонии хоть и говорили, но не совсем вслух. И уж тем более не кричали. Поэтому одним названием обезопасить себя от возможных запретов, табу и контроля со стороны Москвы было невозможно. Советский Союз еще был прочен и, думаю, страшен. Посему использовалась тактика последнего момента. Все западные гости, а именно Public Image Ltd, Big Country, а также Leningrad Cowboys были приглашены за несколько дней до самого ивента. Сознательно были выбраны коллективы исключительно из Европы. Американское присутствие было чересчур рискованным, холодная война еще не кончилась. Юри Макаров определенно нарывался, но он также знал, что творит историю. Первый «Рок Суммер» был полностью проигнорирован официальным вниманием Кремля. На Певческом поле собрались 130 000 человек. Джон Лайдон из PiL, более известный как Джонни Роттен (фронтмен Sex Pistols), после выступления на «Гласность Рок 88» заявил, что никогда не видел столько человек на своем концерте. Он прекрасно понимал, что многие из зрителей даже не знали кто он такой, но уже любили его! Незабываемое ощущение. Джон Лайдон явил собой взгляд в будущее, хотя вряд ли все эти слушатели в полной мере осознавали, что на самом деле творится и насколько исторический момент их всех объединяет.

Я тем более не понимал, что происходило неподалеку от моего дома (километра полтора). Мне было 8 лет. Я уже любил группу «Кино» и ни о чем, кроме как увидеть дядю Цоя вживую, мечтать не мог. Я тогда якобы провинился, и все три дня родители не отпускали меня гулять, зная, что я непременно окажусь на Певческом в надежде, что на этом большом концерте смогу увидеть своего кумира. Открывая окно своей детской, я слушал все концерты. Звук был настолько мощный, что фест превратился в сущий кошмар для одних жителей Ласнамяэ и в настоящий праздник для других. Стоит отметить, что никаких законов о ночном покое не соблюдалось, тем более никто не замерял децибелы. Посудите сами, какой покой, какие децибелы, когда железный занавес приоткрыт!

Когда в 1989-м по городу поползли слухи и кое-где в печати появились намеки на то, что летом, возможно, пройдет нечто подобное тому, что было в прошлом году, то, как ни странно, меньше всего интереса вызывал вопрос, кто будет на фесте выступать. Главным было то, что фесту быть! Поверьте, в то время люди шли не на свои любимые группы, не поглазеть на звезд, а на «Рок Суммер»! Фестиваль сам по себе был звездой, а начинка его интересовала далеко не всех. Таким образом, явление ежегодного собрания людей в количестве до 150 000 человек стало культовым! Еще бы! Только представьте, что нет ни одного достойного сабантуя на открытом воздухе, ни одного большого концерта. Яанипяев — и тот праздновался не с таким размахом как сейчас… да что там — многие его и вовсе не отмечали. И тут появляется праздник! Музыкальное событие с размахом. Все прямо как за границей, где-то там, на том берегу, то, о чем раньше можно было лишь мечтать, или иногда наблюдать по финскому ТВ. Это было совершенно беспрецедентно!

Феномен мероприятия заключался в стремлении к свободе, подражании Западу и желании стать полноценной частью Европы. Во многих публикациях первые фестивали «Рок Суммер» называют предшественниками «Поющей революции». Пропаганда Запада во время фестиваля была довольно мощной: продажа голландского и финского баночного пива и баночной же «Кока-колы» — наисильнейший инструмент. И, в общем, ясно, откуда Макаров брал столь серьезные финансы для проведения этого масштабного мероприятия.

В 89-м выступали следующие коллективы: The Jesus and Mary Chain ( UK), Robert Cray Band (USA), The Men They Couldnt Hang (UK), That Petrol Emotion (IR), Stone (FIN) плюс все хоть мало-мальски существующие группы, поющие на эстонском языке. Кроме присутствия хедлайнера из США, в целом отметить нечего. Опять же — мало, кто знал Robert Cray Band, но факт их родины грел к ним интерес неподдельно и безоговорочно!

С января 1990-го года и вплоть до лета везде, все и вся говорили о «Рок Суммере», но он не состоялся. Запад вплотную приблизился, однако Союз все еще дышал, переговоры с гвоздями феста стали не столь просты, а планка самого фестиваля была задрана выше некуда. И когда The Cure и Sinead OConnor отказались от участия из-за опасения советских танков, чуткий Юри Макаров отменил «Рок Суммер». Стало ясно, что идейность сменяется коммерцией, и отмена мероприятия только подогреет интерес к нему в следующем году.

В 1991-м году на большую сцену феста вышел «БГ-Бэнд». Борис Борисович был не первым, певшим по-русски на сцене «Рок Суммера» (в 88-м на фестивале выступал Владимир Кузьмин и группа «Динамик»), но для многих это стало откровением. На чем, собственно, организатор и сыграл. Коммерческий подход заставлял думать не только о «Поющей революции», но и о том, что пора бы подтягивать помимо представителей титульной нации и тех, кого здесь в то время проживало чуть ли не столько же.

БГ выступал после мега-известной в то время «Ламбады», т.е. группы Kaoma. Позволю себе предположить, что в том эксперимент и заключался: посмотреть, сколько же народу придет именно на «экс-Аквариум». После французов у главной сцены осталось порядка 4 000 слушателей. Учитывая, что всего за три дня фестиваля Певчее посетило около 100 000 человек, а Борис Борисович был единственный, кто мог тогда заинтересовать неэстонца на «Рок Суммере», — это был неплохой показатель.


Примечательно, что фестиваль проходил не только на территории самого Певческого поля, но и в его окрестностях, где собиралось чуть ли не столько же народу, сколько внутри. Движение в районе Lauluväljak было серьезно затруднено, везде тусовались люди, стояли машины, никто ничего не регулировал, но при этом нельзя сказать, что царил хаос. Нет, все было чинно и благородно. Разумеется, многие пытались пробраться «на шару», преодолев невысокий забор. Тогда это многим удавалось. Но были и патриоты, которые принципиально платили деньги и чувствовали себя на Певческом, как дома. Таких было много. В тот год появились настоящие гранды, как Jethro Tull (UK), The Stranglers (UK), The Fabulous Thunderbirds (USA) и Kaoma (FR). Позже, все тот же БГ говорил в интервью, что выступление Jethro Tull было одним из лучших шоу, что ему доводилось видеть, в то время как сами легенды английского рока отзывались о своем опыте в Эстонии примерно так: да, помним это жуткое сборище пьяных финнов…

Фестиваль проходил с 19-го по 21-е июля, а в августе произошло то, к чему все и шло. Союза не стало. Слова «железный занавес» стали смешными и очень быстро забылись. Революция допела, и настал капитализм!

В 1992-м теперь уже не товарищ, а господин Макаров предпринял совершенно четкий и максимально правильный шаг, направленный в сторону тех, кто тусуется за забором. В первый день фестиваля за посещение арены не взималось никакой платы, а хэдлайнером дня был «Мальчишник»! Стоит ли говорить, насколько группа, певшая о том, чего в Союзе якобы не было, была популярна среди русской молодежи. «Секс без перерыва»! В общем, первый день феста был русским. Юри показал: «Ребята, видите, как клево! Приходите, тусуйтесь!» Однако немногие смогли позволить себе купить билет на следующий день, потому как цена была слишком высока — 60 крон. Это как если бы сейчас вам пришлось выложить порядка 100 евро. Но! На фест массово потянулись финны, шведы и другие скандинавы, для которых вышеназванная сумма была незначительной, поскольку курс их валют на тот момент был нарочито смешной. Так что тех, кто тусуется за забором, и тех, кто через него лезет, по-прежнему оставалось много. Поэтому по всему периметру ограды натянули еще один забор из черной клеенки, а между временным и постоянным заграждениями в течение четырех суток (пока шел фестиваль) в палатках жили люди с бойцовскими собаками внушительных размеров. Не знаю, были ли это волонтеры, получали ли эти люди деньги за такого рода охрану феста от любителей халявы, но чувствовали они себя превосходно. Так организаторы показали, что внутри кайфово, а за оградой вам больше ничего не светит.

Звук все так же будоражил жителей соседнего района, а рядом с полем иногда было сложно разговаривать. Посему облом был только в том, что «не видно», но ведь «слышно» же! Я тоже был из тех, кто аутсайд, но не припомню никаких столкновений, драк или беспорядков. Это был праздник, всем было весело. Как внутри, так и снаружи. Гвозди фестиваля были очень серьезными и дорогими, среди них: EMF (UK), Bob Geldof (Ireland), Marillion (UK), Inspiral Carpets (UK), London Chamber Orchestra with Hothouse Flowers (UK), Dr. Alban (SWE). Чувствовалось, что все проходит на высочайшем уровне. Те, кого видишь по недавно подключенному MTV, — здесь! Они рядом! Невероятно! «Рок Суммер» — лучшее, что могло случиться! Под Unbelievable EMF, обнявшись, прыгают тысячи тех, кто за забором. Не говоря о том, что творится непосредственно на самом концерте! Забавно, что тем летом на сцене в качестве стейдж-хэнд («принеси этот шнур, унеси тот, подай гитару, пошел вон») работал никто иной как Ноэль Галлахер, понятное дело, тогда еще никому не известный, обычный паренек, суетящийся для группы Inspiral Carpets.

1993. «Рок Суммер» — по-прежнему центровое событие, которое затмевает собой все, что только можно. Люди стремятся получить отпуск именно с 8-го по 11-ое июля. У фестиваля нет конкуренции во всей Прибалтике, а местные еще не настолько поправили свои кошельки, чтобы ездить на подобные опен-эйры в Европу. Да и незачем ехать куда-то, когда оно есть здесь. В этом году публику радуют реальные мировые звезды, среди которых Faith No More, The Shamen, Samantha Fox, Procol Harum, Haddaway. Стоит отметить, что многообещающие Blur были заявлены в программе, но не приехали. А через пару-тройку лет все начнут говорить, что вот, мол, как вышло, они же были здесь, как же мы пропустили такое событие?! Успокойтесь! Не было их здесь ни разу! Еще один сильный облом — не появились мега-знаменитые для того времени шведские Ace of Base, хотя так же красовались на афишах.

За оградой по-прежнему толпы молодых людей, которые не могут и мысли допустить о покупке билета. Это заведомо дорого, хотя на самом деле почти никто не знает о стоимости входа. Не существует запрета на распитие спиртных напитков в общественных местах, децибелы все так же не замеряют, так что молодежь сидит на траве большими компаниями, распивает пиво и слушает музыку, которая, впрочем, им совершенно не знакома. Живой интерес всей подзаборной публики вызывает Haddaway. На лестничном спуске с левой стороны обнаруживается окошко, откуда можно увидеть главную сцену. У этого окна в Европу моментально скапливается огромное количество жаждущих лицезреть «явление мессии», в то время как т.н. охрана еле сдерживает своих домашних, но злых собак.

В 1994-м году случилось самое жаркое и засушливое лето в Эстонии на моей памяти. Фест становится обычным делом, но своей культовости не теряет. Толпы не собирающихся внутрь заметно сокращаются, но все еще существуют. Интересно, что многие в 94-м уже и не помнят или даже не знают, что творилось здесь пять или шесть лет назад. Теперь все совершенно по-другому: появился четкий формат, традиции, регламент, все по-взрослому. В этом году хэдлайнеры еще круче, например, Status QUO (которые тогда еще исполняли на своих концертах In the Army Now), Iggy Pop, Pogues, Chaka Demus & Pliers, Pandora. Особого внимания удостаивается Алла Пугачева.

На этом же фесте представлена металлическая сцена с хэдлайнами в лице Napalm Death из Англии и «Коррозией металла» из России. Люди, играющие металл, — суровые люди! Между «Напалмами» и группой Паука завязывается словесная перепалка из-за того, что англичане, якобы, обозвали россиян нацистами. Заваруха превращается в реальную драку с синяками и кровью. Секьюрити удается остановить кровопролитие. Впоследствии об этом будет говорить весь фестиваль, родится много разных баек, многое напишут, многое придумают, оставив музыкальную часть немного позади. Ничего удивительного, уж слишком гладко все проходило, а тут такое: скандал, русские быки, бедные англики. Были и те, кто говорил, что Игги Поп приставал к Пугачевой. В общем, все как в том анекдоте...

В любом случае, фестиваль прошел блестяще, четко и слаженно. Это можно было понять и почувствовать, даже не заходя на Певческое поле. Например, на пляже Пирита наблюдалась интересная картина. По причине небывалой жары и, собственно, «Рок Суммера», с 14-го по 17-е июля купающихся и отдыхающих ночью было больше, чем днем!

Мой первый «Рок Суммер» с посещением почти всех концертов случился в 1995 году! Меня переполняла гордость. 13 июля я миновал уже совсем небольшую кучку аутсайдеров, предъявил билет, прошел необходимый контроль на наличие напитков, оружия, наркотиков и… попал на «Рок Суммер»!

Это было просто потрясающе! Мне 15 лет, я никогда ничего подобного не ощущал. Я чувствую себя частью этого массивного действа! Кажется, что я прикасаюсь к истории, от счастья кружится голова. Какой здесь звук, какой свет, как много людей, три сцены, заканчивается концерт на одной, тут же начинается на другой, меня просто разрывает на части! Впечатления настолько сильны от сбывшейся мечты, что я чуть не падаю в обморок! Первый хэдлайнер — Simple Minds и сразу хит She’s a River. Наслаждался я и другими мировыми именами: Mike & The Mechanics, M People, Candy Dulfer & Funky Stuff, Stiltskin, Menswear, Levellers. Кусал локти, что до сих пор не имел счастья побывать внутри, понимая, сколько потерял. Духовное насыщение и даже перенасыщение.

Однако для большинства фестиваль становится рядовым событием, и уже есть сомневающиеся, идти или нет, изучают пристально список групп. Заявив на фестиваль группу «Сектор Газа», организаторы явно планируют окончательно опустошить пространство за забором, но выходит так, что там собирается больше народу, чем непосредственно перед сценой. Не удивительно, т.к. эстрада, на которой выступали Юрий Хой и Ко., была расположена таким образом, что на спуске по правой стороне поля открывался совершенно ничем не прикрытый вид и звук. Хой поет для тех, кто танцует и прыгает за изгородью, общается исключительно с ними же и даже заставляет подпевать.

По приказу города в 95-м, наконец, гасят звук, поскольку Красная деревня за все эти годы натерпелась вдоволь и завалила горуправу жалобами, просьбами и угрозами. Все концерты заканчиваются до полуночи. «Рок Суммер» причесали и поставили в рамки. Бешеной посещаемости нет, и конкуренты вот-вот начнут действовать, они на подходе. Публика требует больше зрелищ, одного летнего события становится явно мало.

Билет на «Рок Суммер 1996» был куплен еще зимой. Крупным и жирным шрифтом на афишах бросались в глаза следующие имена: ZZ Top, Paul Young, Skunk Anansie, East 17, Shaggy, Kelly Family, Babylon Zoo, The Mike Flowers Pops, H-Blockx. Звезды действительно крупные! Конкуренты, пусть и мелкие, пришли и начали действовать. Казалось бы, крохотуля «Ыллесуммер» и всякого рода грильфесты… куда им тягаться с гигантом по имени «Рок Суммер»?! Тем не менее, великан лилипутов побаивался и, не жалея ни средств, ни сил, размахнулся широко! Впервые фестиваль проводился не только в Таллинне на Певческом поле, но и в Латвии, в рижском Межапарке. Основные гвозди выступили на обоих опен-эйрах, но рижанам повезло даже больше, они увидели еще и Bjork!

Однако противовес заключался не только в мелких пиво-котлетных сабантуйчиках. Меньше чем за неделю до «Рок Суммера», на том же певческом поле был проведен Rock Onzert с Bad Religion и Deep Purple. Специальной гостьей в качестве ведущей была приглашена звезда Европейского MTV Maria Guzenina. А еще месяцем ранее, с еще большим успехом там же отгремел огромнейший по зрелищности и продолжительности концерт Bryan Adams. Последний, правда, был организован самим же Макаровым.

Фестиваль 96-го прошел на отлично! Порядка 60 000 зрителей, ни одного облома, все красиво! Но был один странный случай. Все концерты начинались в 6 часов вечера, однако группу «Моральный Кодекс» можно было услышать на второй день фестиваля в 13:00. Т.е. за пять часов до официального начала второго дня. Надо сказать, что это было более чем странно, но вместе с тем феерично, интересно и абсолютно незабываемо! Группа играла на главной арене, а поле перед ней, которое вмещает до 150 000 зрителей одновременно, насчитывало порядка 30-40 человек. Тем не менее, Мазаев и компания выкладывались совершенно самозабвенно. Я стоял у самой сцены и не верил происходящему, в какой-то момент мне казалось, что это эксклюзивный концерт, который «Моральный Кодекс» играют специально для меня! Отыграли полноценный полуторачасовой концерт, включив в него все свои хиты. Мазай активно общался с нами, подмигивал девушкам и вообще чувствовал себя прекрасно. Видимо, для такой группы это тоже своего рода эксклюзив — играть на большой сцене для минимально возможного количества публики. Не знаю, с чем могло быть связано столь странное поведение организаторов, но я благодарен им за это!

Пресловутая тусовка в окружении территории феста исчезла напрочь! Смысла в этом совершенно не было, ибо звук стал направленным и за пределы поля практически не доносился. Цены на билеты стали более лояльными и, опять же, появились другие мероприятия, более или менее доступные. Да и, в конце концов, дети перестройки подросли, а новое поколение воспитывалось уже иначе.

1997 Крах! Случилось то, чего, в общем, никто не ожидал. «Рок Суммер» не устоял, ослабев от множества подрывов, уколов и внешних факторов. Во-первых, вопреки традиции, даты проведения были назначены на десятые числа июня, когда пора отпусков еще не так активна, а пора экзаменов в школах и подача документов в ВУЗы находится в пиковой фазе. По словам Юри Макарова, Министерство образования чуть ли не специально перенесло госэкзамены на время фестиваля. По крайней мере, во всех СМИ больше всего он говорил именно об этом. Предварительная продажа билетов шла вяло, что не удивительно, т.к. афиши появились чуть ли не в мае, т.е. буквально за месяц.

Само действо представляло собой довольно жуткую и печальную картину. Фестиваль не собрал и 15 000 посетителей. Хотя хэдлайнеры были вполне достойными: Apollo 440, Biohazard, Apocalyptica, Vacuum, The Cardigans. Однако из-за низкого уровня продаж билетов некоторые группы вычеркивались прямо в день концерта, поскольку не было денег на гонорары. Разумеется, равнозначных замен не предоставлялось. Лично своими глазами видел, как из списка, висящего над окошком продажи билетов, вычеркивают The Cardigans. Из-за сумятицы с расписанием и отменами я пропустил основную часть концерта вожделенных Apollo 440. Средств было настолько мало, что даже бейджики для прохода на поле использовались оставшиеся аж с 1994 года.

На третий день за неуплату разобрали две сцены, осталась только главная. Часть выступлений перенесли в фойе помещений певческой эстрады, но всех туда перекинуть не смогли, и на четвертый день появилась совсем маленькая, дешевая сценка. Пафосные гости из Киева, группа Green Grey, отыграв, в общем, отличный лайв на этой самой сцене, с нее же и заявили, мол, ну вот, ехали на крутой фестиваль, а попали на промо-вечеринку брэнда сигарет и понадеялись, что больше на подобную хрень не поведутся. Мне было настолько обидно это слышать, будто это я — Юри Макаров. К четвертому и заключительному дню все уже знали о том, что этот фестиваль последний, что его, по сути, больше нет! Последние два вздоха легендарного «Рок Суммера» явили собой Biohazard и Apocalyptica, концерты которых проходили при сравнительно небольшом скоплении любителей музыки. Вопреки ожиданиям, что крики о помощи будут услышаны, народ так и не пришел. По традиции, после последнего аккорда и завершающего слова, народ расходился под инструментал поющей гитары Гари Мура, только в этот раз казалось, что она плачет...

Послесловие. «Рок Суммер» навсегда останется для меня по-настоящему грандиозным и во многом определившим меня как личность, музыканта и артиста явлением. Это то, что меня воспитало, то, на чем я вырос. Каждый раз, когда я вижу большую сцену и уж, тем более, играю на ней, я называю ее «Рок Суммер». Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне возможность вкусить все прелести и красоты мира большой музыки именно тогда, когда это было столь важно для меня в плане духовного развития.. После 1997 года я видел немало больших концертов и мероприятий, но все они вряд ли сравнятся с теми праздниками по имени «Рок Суммер». Пользуясь случаем и возможностью, я хочу поблагодарить лично Юри Макарова за счастливое детство и юность!







Fri, Oct. 26th, 2012 09:00 am (UTC)
fyysik

ага, был и на первых, начиная с 88-го. Про Паблик Имидж Лтд мне тогда Астров объяснил, только не Артем, а Александр)))

Fri, Oct. 26th, 2012 09:16 am (UTC)
duch0

Даа.. хорошее было время, всё было по другому. :) Помню ещё транслировали лайвы по радио, я их записывал на кассеты.

Fri, Oct. 26th, 2012 11:14 am (UTC)
greattommy

спс Юра мемуары очень ок, веселые воспоминания нахлынули ))

Fri, Oct. 26th, 2012 11:15 am (UTC)
tur

Юююра, молодец!
бывал тоже на суммере. сейчас уже и не упомнить всех деталей.

Fri, Dec. 13th, 2013 10:04 am (UTC)
kalevipoegkj

В 1992-м был в первый (бесплатный) день.Это было нечто!